Тема: Решение практико-ориентированных задач (пропорции и проценты)
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся умения решать практика-ориентированные задачи с помощью основных задач на проценты; рассмотреть алгоритм решения текстовых задач с помощью основных задач на проценты.
Развивающая:
— формирование приемов анализа и синтеза, сравнения, сопоставления (при составлении модели условия задачи), обобщения (при конструировании алгоритма); развитие математической речи при обосновании каждого шага применения алгоритма;
— выработка навыков осуществления анализа и синтеза при решении практико-ориентированных задач с использованием алгоритма решения с помощью основных задач на проценты.
Воспитательная: воспитывать настойчивость в овладении новыми приемами поиска решения задач, четкость и последовательность в действиях при решении задач.
Методы: индуктивно-эвристический (по характеру познавательной деятельности), анализ, синтез (при использовании алгоритма решения задач с помощью основных задач на проценты).
Оборудование: листы с задачами, листы оценивания знаний, листы с алгоритмом.
План урока
- Организационно-мотивационный этап
Подготовить учащихся к уроку, рассмотреть задачи, которые решаются на основе базовых.
- Операционно-познавательный этап
Проверка домашнего задания.
Учитель. Сформулируйте правило, как найти процент от числа.
Ответ. Для того, чтобы найти процент от числа, нужно это число разделить на 100 и умножить на число процентов.
Учитель. Сформулируйте правило, как найти число по его проценту.
Ответ. Для того, чтобы найти число по его проценту, нужно часть числа разделить на число соответствующих ему процентов и умножить на 100.
Учитель. Сформулируйте правило, как сколько процентов одно число (первое) составляет от другого (второго).
Ответ. Для того, чтобы найти, сколько процентов одно число (первое) составляет от другого (второго), нужно первое число разделить на второе и умножить на 100%.
Учитель. Тема сегодняшнего урока – «Решение практико-ориентированные задачи (пропорции и проценты)». Как вы думаете, почему важно уметь решать практико-ориентированные задачи?
Учитель. Рассмотрим задачу 1 (приложение1). При оплате услуг через платежный терминал взимается комиссия 5 %. Терминал принимает суммы начиная с 1 рубля. Аня хочет положить на счет своего мобильного телефона не меньше 5 рублей. Какую минимальную сумму она должна положить в приемное устройство данного терминала?
Учитель. Какова последовательность решения задачи?
Ответ. Проанализировать условие задачи.
Учитель. С какого вопроса начнем решение задачи?
Ответ. С выяснения вопроса, о каких величинах идет речь в задаче. В задаче идет речь о количестве денег (рублей) и числе процентов.
Учитель. Используя алгоритм, отвечаем на первый вопрос: известна ли вся величина?
Ответ. Нет. Количество рублей, которое Аня должна положить на счет, неизвестно.
Учитель. Как найти значение всей величины?
Ответ. Чтобы найти число по его проценту, нужно часть числа разделить на число процентов и умножить на 100.
Учитель. Назовите часть всей величины.
Ответ. На счету должно оказаться 5 рублей.
Учитель. Назовите число процентов, соответствующих этому числу.
Ответ. 100-5=95% суммы остается после снятия комиссии.
Учитель. Каким действием можно найти первоначальную сумму?
Ответ. По ключевой задаче № 2 нужно число 5 разделить на число соответствующих ему процентов и умножить на 100: (руб.) – необходимо положить на счет.
Поскольку терминал принимает только денежные знаки, кратные 1 рублю, то необходимо положить 6 рублей.
Ответ: 6 рублей.
Решение задач (2-10) учащиеся решают по группам (по 3 задачи), затем комментируют решение, представляя его для всех учащихся (приложение 1).
- Домашнее задание.
Учитель записывает домашнее задание: решить задачи 1 -2 (приложение 1), а также по желанию дополнительную задачу.
- Самооценка.
Раздаются распечатанные листы оценивания (приложение 2).
Скачать с :