Описание опыта педдеятельности

Исходя из того, что в условиях ускорения темпов развития общества, повсеместной информатизации, росте конкуренции на рынке труда изменяются критерии оценки результатов работы школы, очевидны противоречия между предъявляемыми современным социумом к выпускнику школы требованиями и уровнем  подготовки  выпускника  к  жизни  в  условиях  динамично развивающегося общества.

В выступлении на совещании педагогического актива 29 августа 2011 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил, что основной критерий эффективности работы школы — это социальная успешность каждого выпускника. Успешность выпускника школы определяется не только суммой приобретённых за школьной партой знаний и присвоенных ценностей, но и наличием необходимых для эффективного взаимодействия с социальным окружением компетенций. Современный выпускник общеобразовательной школы должен самостоятельно критически мыслить; видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения; генерировать новые идеи; грамотно работать с информацией; быть контактным в различных социальных группах.

Педагогический опыт «Использование учебной дискуссии на уроках обществоведения» мною реализуется в Государственном учреждении образования «Поплавский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Березинского района Минской области.

Целью данного опыта является формирование у учащихся умений и навыков эффективного взаимодействия в процессе изучения обществоведения посредством внедрения метода учебной дискуссии.

Задачи опыта:

— определить приемы, повышающие эффективность взаимодействия учащихся в учебном процессе;

— разработать и апробировать систему включения учебных дискуссий в планирование изучения обществоведения в 9-11 классах;

—  определить  показатели  эффективности  использования  учебной дискуссии для повышения эффективности взаимодействия учащихся.

Сущность педагогического опыта заключается во внедрении в практическую деятельность учебной дискуссии, как наиболее эффективного метода организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности обучающихся.

Ведущая идея опыта – системное использование на уроках обществоведения учебной дискуссии как эффективного метода, обеспечивающего применение обучающимися имеющихся знаний в процессе совместного решения учебных задач.

Фактором  успешности  являются  системное  использование эффективных форм организации учебной дискуссии, выявление условий, обеспечивающих результативность проведения дискуссии.

Мой опыт показывает, что системное использование учебной дискуссии на уроках обществоведения имеет огромный потенциал для формирования у обучающихся указанных ключевых компетенций и даёт возможность эффективно решать ряд проблем школьного образования: 1) проблему отчуждения содержания обучения от реб?нка; 2) проблему недостаточно эффективной работы школы по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников; 3) проблему здоровьесбережения; 4) проблему профессионального  дискомфорта  педагогов  (связанную  с неудовлетворенностью как самим учебно-воспитательным процессом, который они организуют на уроках, так и его результатами) .

Становление педагогического опыта происходило на протяжении 15 лет. В феврале 1999 г. я стал работать учителем истории и обществоведения Государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Березино». Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (по методике Ч.Д. Спилбергера, модификация А.Д. Андреевой) в 8-х — 11-х  классах  учреждения  образования  по  истории  и  предмету «Человек. Общество. Государство». Диагностика показала преобладание внешней мотивации над внутренней, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. Сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности позволили начать поиск эффективных путей решения данной проблемы.

Мой педагогический  опыт  –  итог многолетней  работы  и систематического совершенствования и углубления знаний по теории и методике преподавания обществоведения. В процессе совершения своей дидактической  системы  мною  постоянно  осуществлялся  анализ педагогической, психологической, методической литературы, нормативных документов, школьной документации, своей педагогической практики.

Огромное влияние на становление опыта оказало участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов «Учитель года» республиканского уровня, взаимодействие с творчески работающими педагогами, объединёнными в рамках клуба «Хрустальный журавль», участие в проблемных семинарах и курсах повышения квалификации в Академии последипломного образования и МОИРО.

Системное использование учебной дискуссии на уроках обществоведения как одного из наиболее эффективных методов группового взаимодействия дало положительные результаты. Существенно выросла внутренняя мотивация обучающихся к изучению обществоведения, повысилась активность обучающихся в учебной деятельности и коммуникативная (дискуссионная) культура, выросли показатели качества знаний.

В соответствии с концепцией учебного предмета «Обществоведение», данный учебный предмет призван интегрировать на строго научной основе сведения об обществе и человеке, создать условия для гармонизации духовного и социального развития личности, способной самостоятельно ориентироваться в потоках самой разнородной информации, в сложных процессах общественной жизни. Осваивая его содержание, обучающийся должен приобрести инструментарий,      необходимый      для      осуществления      конструктивного личностного      мировоззренческого     синтеза      предметных      знаний      и непосредственного жизненного опыта.

А это во многом зависит от учителя, от тех технологий, форм и методов, которые он использует в своей деятельности. Задача учителя заключается в создании таких психолого-педагогических условий на уроке, которые позволят обучающемуся выработать умение использовать усвоенные знания для анализа и  оценки  явлений  общественной  жизни  и  практическую  ориентацию  на активное включение в её  созидательные процессы.

Являясь  убеждённым  сторонником  стратегии  активного  обучения, считаю,  что  восприятие  обучающегося  в  качестве  объекта,  а  не  субъекта учебной  деятельности  ведет  к  низкому  уровню  развития  у  обучающихся навыков самообразования и самоконтроля, недостаточной сформированности умений прогнозировать результаты своего труда и объективно оценивать себя. Реализация на практике принципов активного обучения позволила добиться существенного роста внутренней мотивации обучающихся к изучению обществоведения, вовлечения 100% обучающихся в учебный процесс и значительно повысила результативность познавательной деятельности обучающихся.

Убеждён, что многие истины, социальные ценности могут остаться для обучающегося непринятыми, если он не придет к ним своим путем, через свои открытия. Поэтому в своей педагогической практике системно использую индивидуальные, групповые, фронтальные методы активного обучения: проблемно-познавательные, логические задания; ролевые, имитационные игры; реализацию мини-проектов; анализ проблемных ситуаций.

Выбор указанных методов определяется целями, задачами, спецификой содержания учебных занятий. Особенностью моей дидактической системы является системное использование учебной дискуссии, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

В научной литературе доминирует мнение о том, что для школьной практики наиболее приемлемой формой является групповая дискуссия, так как она обеспечивает многообразие мнений и подходов к рассмотрению проблемы, и в обсуждении задействовано большинство учащихся.

Моя практика не подтверждает данное суждение. Новизна моего опыта заключается в системном использовании таких форм организации учебной дискуссии на уроках обществоведения, которые предполагают индивидуальное участие   каждого   ученика   в   общении.   Мне   приходится   довольно   часто проводить открытые учебные занятия по обществоведению в незнакомых классах учреждений образования разного типа. Как правило, на таких занятиях я провожу дискуссию, в ходе которой каждый ученик индивидуально высказывает собственное мнение. Не имея достаточной информации об уровне мотивации к изучению обществоведения и уровне развития коммуникативной культуры у обучающихся, я всегда получаю желаемый положительный результат, при активном участии всех обучающихся в педагогическом взаимодействии. Эффективность же групповой дискуссии определяют следующие условия: высокий уровень внутренней мотивации обучающихся, трудоёмкая подготовительная работа, наличие у обучающихся опыта участия в дискуссиях.

Получив  на  практике  многократно  повторяемый  положительный результат проведения дискуссии, предоставляющей каждому обучающемуся возможность индивидуально высказывать собственное мнение, я пришел к выводу о том, что наиболее приемлемой для школьной практики является именно такая форма её организации.

Дискуссия может использоваться при обучении обществоведению и как метод,  и  как  форма,  то  есть  может  проводиться  в  рамках  других  занятий, являясь их элементом (Приложения 1, 2). Например, метод дискуссий, наряду с ролевыми играми, может предшествовать методу проектов или являться частью проектной работы.

Обращение к учебной дискуссии обусловлено тем, что этот метод дает возможность сосредоточить внимание обучаемого на важнейших аспектах содержания курса обществоведения, развивать коммуникативную культуру.

Целесообразно выстроить систему из учебных дискуссий разных типов. Эта  система  должна  быть  построена  в  соответствии  с  уровнем коммуникативных умений и внутренней мотивации обучающихся. Использование «Дискуссии в движении» на уроках обобщения в 9 классе наиболее эффективно содействует развитию базовых умений рассуждения и аргументации.

В 10 и 11 классах на созданной базе следует развивать активную позицию обучаемых в ходе фронтальных и групповых дискуссий (круглый стол, проблемно – проектная дискуссия, ролевая дискуссия, вводная дискуссия, дебаты).

Мой опыт показывает, что результативное проведение дискуссии на уроках обществоведения возможно при следующих условиях: тематическое соответствие дискуссии программе по предмету; соответствие выбранного вида дискуссии уровню мотивации обучающихся и уровню развития их коммуникативной культуры; свободное владение обучающимися учебным материалом; правильное употребление и единообразное понимание обучающимися используемых в дискуссии понятий.

При определении цели использования дискуссии на уроке обществоведения необходимо учитывать специфику данного метода. Планируемое взаимодействие является учебным! На учебном занятии обучающиеся должны приобрести определенные навыки, опыт, применить и закрепить уже имеющиеся знания и умения в ходе обсуждения.

Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований: 1) вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть актуальными; 2) учитель (ведущий) должен обладать эрудицией, способностью длительное время находиться в большом умственном напряжении; 3) речь учителя (ведущего) должна быть яркой и эмоциональной; 4) учитель должен владеть приёмами, повышающими эффективность взаимодействия.

Скачать с :