План-конспект урока по теме «Древняя Палестина»
Ф.И.О. учителя: Шмидт Эдуард Альбертович
Тема урока :Древняя Палестина.
Цель урока: формирование у школьников представления о географическом положении, основных событиях в истории Древней Палестины, связанных с возникновением единобожия, ценностного отношения к гуманистическим идеям Библии.
Задачи: Определить географическое положение Древней Палестины, проанализировать библейские сказания; обеспечить усвоение следующих исторических понятий: Палестина, Библия, Ветхий Завет, евреи, Израиль, Яхве, Иудеи; воспитывать стремление быть умным и справедливым на примере царя Соломона.
Ожидаемые результаты:
Ученик сможет:
- использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств;
- характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;
- раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умение убеждать.
- понимать культурное многообразие мира, уважение к культуре других народов.
План урока:
- Древней Палестина: географическое положение и занятия населения.
- Библейские сказания о еврейском народе.
- Завоевание Палестины евреями и образование Израильского государства в X в. до н.э.
- Религия евреев
Тип урока: Комбинированный
Формы работы учащихся: работа с картой, учебником, иллюстрациями, фотоматериалами и Библией.
I.Проверка домашнего задания
Учитель проводит устный опрос класса по теме «Финикия».Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
II. Постановка целей урока совместно с учащимися, опираясь на названия пунктов параграфа: узнать, когда и где появляется Израильское царство, в каких природных условиях жило население Палестины и чем занималось. Изучить правление царей Давида и Соломона, их достижения. Изучить религию евреев, историю ее появления и основные заповеди.
III. Изучение нового материала
Учитель рассказывает детям о природных условиях Палестины, показывает слайды презентации с фото природы этого региона, показывает на карте территорию Палестины и основные географические объекты: Средиземное море, гору Синай, Иерусалим.
Далее совместно с учащимися, используя слайд презентации, определяет занятия жителей Палестины. Учащиейся отвечают на вопросы и записывают ответы в тетрадь.
Далее учитель рассказывает происхождении евреев, правлении и достижениях Давида и Соломона, разделении Израиля на два царства, показывает их на карте, учащиеся записывают достижения царей в тетрадь. Учитель предлагает к рассмотрению высказывания царя Соломона и картину Рубенса «Суд Соломона». Работая с высказываниями, учащиеся отвечают на вопрос учителя : «Почему Соломона называли мудрецом?». После этого учитель рассказывает легенду о суде Соломона и задает вопросы учащимся: «Верно ли поступил Соломон в этой ситуации?», «Какие качества проявил Соломон?».
Однажды во сне услышал Соломон голос Бога, который сказал ему: «Проси, что дать тебе». Царь попросил мудрости, чтобы справедливо управлять своим народом. И потому, что Соломон не попросил себе никаких личных благ, таких, как долголетие или богатство, Бог исполнил его просьбу, сделав Соломона мудрейшим из царей.
Однажды привели на суд к Соломону двух женщин с грудным младенцем. Они жили в одном доме и с разницей в три дня родили сыновей. Но у одной из них ночью ребенок умер. Первая женщина утверждала, что ее соседка подменила детей, забарав ее живого ребенка себе. Вторая утверждала, что ничего такого не делала, а ночью умер ребенок первой женщины. Как в этой ситуации было разобраться, кто из двух женщин говорит правду и является настоящей матерью ребенка? Без свидетелей истину было установить невозможно, а генетического анализа в то время не существовало. Тогда Царь Соломон велел принести меч и разделить ребенка между двумя женщинами, разрубив его пополам. Услышав о таком решении, первая женщина закричала, чтобы ребенка не убивали, а отдали ее соседке. Вторую же это решение удовлетворило. «Пусть будет ни мне, ни тебе» – сказала она.
Тогда все поняли, кто настоящая мать ребенка. По приказу царя сына вернули той женщине, которая просила оставить его живым. Эта библейская история на многих производила впечатление нестандартным и тонким решением спорного вопроса. Отсюда и выражение «соломонов суд» прочно закрепилось в нашей речи.
Далее учитель рассказывает о появлении единобожия у евреев, боге Яхве, Моисее и появлении десяти заповедей. После рассказа учитель предлагает ознакомить с текстом десяти заповедей на слайде и ответить на вопрос: «как вы считаете, почему именно эти правила бог внес в скрижали?». После ответа на данный вопрос учитель предлагает учащимся попытаться ответить на следующие вопросы:
1) «Почему евреи считали себя народом, избранным Богом?»
2)»Историческая судьба еврейского народа тесно связана с сюжетами преданий, которые вошли в их священную книгу. Какую?»
3»В чем основное отличие религиозных верований в Египте, Месопотамии и Палестине?»
Учащиеся высказывают предположения, определяют, что речь идет о Библии.
Далее следует рассказ учителя о Библии, Ветхом и Новом Завете. Учитель предлагает детям изучить Библию, показывает им саму книгу.
Работа с дополнительным материалом «Притча «Давид и Голиаф». Прочитайте притчу и в парах обсудите, в чем смысл притчи? Какие качества ценили древние евреи в своих героях? нужны ли эти качества сегодня?
Давид и Голиаф
Однажды филистимляне собрали свои войска против израильского народа. Израильтяне под предводительством царя Саула тоже приготовились к войне, расположившись на горе. напротив филистимлянских войск. Трое старших братьев Давида пошли с войсками Саула. Через некоторое время отец послал Давида в израильский стан отнести хлеб для братьев и узнать об их нуждах и о здоровье.
Когда Давид пришел к израильским войскам, то он, пробравшись к братьям, вдруг увидел громадного ростом филистимлянина, по имени Голиаф, одетого в медную броню, шлем и держащего огромное копье и щит. Голиаф смеялся над народом Божиим, поносил живого Бога и говорил, что если кто-нибудь из израильтян победит его, то филистимляне будут их рабами. Однако никто из израильского стана не решался выйти сразиться с Голиафом, страшась и ужасаясь его вида. Давид, услышав, как Голиаф поносит живого Бога и воинство израильтян, подошел к Саулу с просьбой разрешить ему сразиться с Голиафом. Саул сказал ему: «…Ты еще юноша, а он воин от юности своей». Но Давид рассказал Саулу, как Бог помогал ему в борьбе со львами и медведями, когда он пас овец. Тогда Саул позволил ему сразиться и одел его в броню и медный шлем. Но Давид не привык к такому вооружению. Он снял его с себя, взял свой посох в руку, выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку и выступил против филистимлянина.
Голиаф, увидев идущего к нему Давида, стал смеяться над ним, говоря: «Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?» Давид ответил ему: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. Бога воинств Израильских, которые ты поносил». Затем Давид опустил руку в свою пастушескую сумку, достал оттуда камень, бросил его из пращи и поразил Голиафа так, что камень попал Голиафу прямо в лоб и тот замертво упал на землю. Филистимляне, увидев, что их силач погиб, стали разбегаться, а израильское войско одержало над ними победу.
Подведение итогов урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Откуда произошло название «Палестина»?
О начале еврейской истории рассказывается в самой древней части Библии. Как она называется? (Ветхий завет)
Выполните задание «Верно ли утверждение». Проверьте задания своего соседа, выставите отметки
Задание: Верно ли утверждение (+ или -)
Евреи были первым народом, пришедшим к единобожию.
Палестина расположена к северу от Финикии.
Вера в единого бога – Яхве – способствовала объединению еврейских племен и созданию единого государства.
Река Иордан впадает в Красное море.
Израиль достиг своего расцвета в период правления царей Давида и Соломона (сына Давида).
Палестина получила свое название от имени еврейского племени.
Ветхий завет – самая древняя часть Библии.
Выполняют задания, взаимно оценивают работы
V .Рефлексия
Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока, задает им вопрос: «что узнали нового на уроке, что понравилось /не понравилось?»
Домашнее задание: параграф 23, подготовка к уроку обобщения.
Учащиеся записывают домашнее задание, учитель называет отметки за урок.
Скачать с :