План-конспект урока химии в 7 «А» классе
Тема: «Явления физические и химические. Признаки и условия химических реакций».
Цель урока: организовать деятельность, направленную на формирование понятий о химических реакциях, их отличии от физических явлений.
Задачи:
Образовательные:
- вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
- формирование представления, о явлениях: физических и химических, признаках и условиях протекания и возникновения химических реакций.
Развивающие: - содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений;
- формирование умений отличить химические реакции от физических явлений.
Воспитательные:
- формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению;
- способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Средства обучения:
- Эмоциональные: интерес;
- Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.
Методы обучения:
- Словесный: объяснительная беседа, рассказ;
- Наглядно-образный.
Оборудование: рисунки учебника, книги, лабораторное оборудование: пищевая сода и уксусная кислота.
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.
План урока:
1) организационный момент
2) актуализация знаний
3) изучение нового материала
4) закрепление знаний
5) рефлексия
6) домашнее задание
Ход урока:
- Организационный момент:
- Приветствие
- Проверка отсутствующих.
- Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
- Учащимся сообщаются цели и структура урока.
- Актуализация знаний
Начнем урок с повторения пройденного материала.
а) Два ученика работают у доски:
1) – Какова относительная молекулярная масса AgNO3.
2) – Рассчитайте массовую долю элементов в соединении: Mg3PO4.
б) Составление формул по валентности:
СО AlO HS CaO SiO ClO NaO FeO
в) Решение задачи (с последующей взаимопроверкой).
Найдите w(O) в СО2, w(O) в Fe2O3
- Изучение нового материала
В природе постоянно происходит множество различных явлений.
Например, вода встречается в трех своих состояниях: жидком, твердом, газообразном. То есть происходит изменение агрегатного состояния – здесь мы наблюдаем физическое явление.
Но стоит только воде в любом своем состоянии подействовать, например, на гвоздь, гвоздь покрывается ржавчиной.
Ржавчина – есть новое вещество. Образование нового вещества свидетельствует о протекании химического явления – химической реакции.
Химическое явление — явление, в результате которого происходит образование нового вещества.
Итак, учащиеся подытоживают и записывают схему с собственными примерами:
Поскольку химия – это наука о веществах, превращениях, т.е. здесь рассматриваются химические явления или химические реакции.
При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.
Об этом можно судить по внешним признакам химических реакций.
— Вещества, которые вступают в химическую реакцию, должны быть в измельченном виде, растворенном. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры.
Составляется и записывается схема:
Различают два вида явлений в природе: физические и химические.
Явления, при которых состав вещества не изменяетися, а меняются агрегатное состояние или форма, называются физическими. Физический процесс не затрагивает молекулы веществ. Их химический состав остается прежним, меняется лишь форма тела (на примере алюминия), размер частичек (на примере серы) и агрегатное состояние (на примере воды и парафина).
Явления, при которых одни вещества преращаются в другие (новые вещества), называются химическими. В химии их принято называть химическими реакциями.
Признаки химических реакций:
1) образование или растворение осадка,
2) изменение цвета,
3) выделение газа,
4) появление запаха,
5) выделение тепла и света.
Физкультминутка. Таблички с текстом развешаны на стенах, нужно сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. (Приложение).
В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Рядом с нами настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.
Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.
Опыт 1. Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.
Наблюдаем:
- обугливание, то есть изменение цвета;
- появление запаха.
Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество – уголь)
Опыт 2. Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.
Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)
Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.
Опыт 3.
- Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.
- Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).
Наблюдаем выделение пузырьков газа.
Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.
- Общее закрепление знаний:
Ну а сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал.
Тест 1
- Физические явления – это явления:
А) происходящие с веществами с сохранением их молекул;
Б) происходящие с веществами с разрушением молекул;
В) при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;
Г) в результате которых из одних веществ образуются другие.
- Отметьте утверждение, в котором идёт речь о химическом явлении:
А) почернение медной пластинки при нагревании;
Б) измельчение сахара в ступке;
В) плавление льда;
Г) кипение воды.
- Укажите условия протекания и течения химических реакций:
А) наличие осадка;
Б) контакт веществ и нагревание;
В) действие света;
Г) растворение веществ.
- Признаком химических реакций не является:
А) появление запаха;
Б) изменение объёма;
В) изменение цвета;
Г) выделение света и тепла.
Задание. Какие процессы относятся к физическим явлениям, а какие к химическим?
Вариант 1
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Вода в озере покрылась коркой льда;
- Появление ржавчины на железном гвозде;
- Золотую проволоку вытянули в нить;
- Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
- Ледяная игрушка весной растаяла;
- Высыхание дождевых луж;
- Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
- Морской прилив;
- Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
- Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10
Химические явления: 2, 4, 7, 9
Вариант 2
Физические явления: _______
Химические явления: _______
- Выветривание горных пород;
- Серебряная ложка на воздухе потемнела;
- Испарение воды с поверхности реки;
- Горение керосина в лампе;
- Движение воздуха (ветер);
- Скисание молока с образованием кефира;
- Плавление куска железа;
- Горение спички;
- Дети на пляже построили из песка замок;
- Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.
Ответы:
Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9
Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10
Задание. Установите соответствие:
№ опыта | Название опыта | Результат |
1 | Растирание кусочка мела. | Физическое явление |
2 | Разрезание бумаги. | Физическое явление |
3 | Растворение перманганата калия. | Физическое явление |
4 | Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. | Химическое явление |
5 | Взаимодействие сульфата натрия с раствором хлорида бария. | Химическое явление |
страшным образом – ошпаривает их струёй жидкости температурой
около 100?С. Жидкость, однако, не наносит ущерба самому жуку. Как
вы думаете, почему?
Задание. Объясните происходящие явления:
- Почему медная монета покрывается черным налетом после долгого времени, а медная пластинка при нагревании – быстро?
- При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза?
- Почему могут находиться близко открытые пробирки соды и уксусной кислоты, если известно, что эти вещества бурно реагируют друг и другом?
- Жук – бомбардир обороняется от нападающих на него муравьев аамы страшным образом – ошпаривает их струёй жидкости температурой около 100?С. Жидкость, однако, не наносит ущерба самому жуку. Как вы думаете, почему?
- Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что вам показалось наиболее интересным?
- Что больше всего запомнилось?
- Что вызвало затруднение?
- Что удивило?
- Выставление оценок
- Домашнее задание:
- выучить параграф §12, задания 7, 9.
- знать ответы на вопросы, после параграфа.
- Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве.
- Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.
Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.
Скачать с :