Химия. 7 класс. Явления физические и химические. Признаки и условия химических реакций

План-конспект урока химии в 7 «А» классе

Тема: «Явления физические и химические. Признаки и условия химических реакций».

Цель урока: организовать деятельность, направленную на формирование понятий о химических реакциях, их отличии от физических явлений.

Задачи:

Образовательные:

  • вызвать объективную необходимость изучения нового материала;
  • формирование представления, о явлениях: физических и химических, признаках и условиях протекания и возникновения химических реакций.
               Развивающие:
  • содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; продолжить работу по формированию умений делать выводы из наблюдений;
  • формирование умений отличить химические реакции от физических явлений.

Воспитательные:

  • формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению;
  • способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Средства обучения:

  • Эмоциональные: интерес;
  • Интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление.

Методы обучения:

  • Словесный: объяснительная беседа, рассказ;
  • Наглядно-образный.

Оборудование: рисунки учебника, книги, лабораторное оборудование: пищевая сода и уксусная кислота.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

План урока:

1) организационный момент

2) актуализация знаний

3) изучение нового материала

4) закрепление знаний

5) рефлексия

6) домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  • Приветствие
  • Проверка отсутствующих.
  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
  • Учащимся сообщаются цели и структура урока.
  1. Актуализация знаний

Начнем урок с повторения пройденного материала.

а) Два ученика работают у доски:

1) – Какова относительная молекулярная масса AgNO3.

2) – Рассчитайте массовую долю элементов в соединении: Mg3PO4.

б) Составление формул по валентности:

СО    AlO    HS   CaO    SiO    ClO   NaO      FeO

в) Решение задачи  (с последующей взаимопроверкой).

Найдите w(O)  в СО2, w(O)  в Fe2O3

  1. Изучение нового материала

В природе постоянно происходит множество различных явлений.

Например, вода встречается в трех своих состояниях: жидком, твердом, газообразном. То есть происходит изменение агрегатного состояния – здесь мы наблюдаем физическое явление.

Но стоит только воде в любом своем состоянии подействовать, например, на гвоздь, гвоздь покрывается ржавчиной.

Ржавчина – есть новое вещество. Образование нового вещества свидетельствует о протекании химического явления – химической реакции.

Химическое явление — явление, в результате которого происходит образование нового вещества.

Итак, учащиеся подытоживают и записывают схему с собственными примерами:

Поскольку химия – это наука о веществах, превращениях, т.е. здесь рассматриваются химические явления или химические реакции.

При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами.

Об этом можно судить по внешним признакам химических реакций.

— Вещества, которые вступают в химическую реакцию,  должны быть в измельченном виде, растворенном. И чаще всего, чтобы произошла химическая реакция необходимо нагревание веществ до определенной температуры.

Составляется и записывается схема:

Условие возникновения химической реакции

Различают два вида явлений в природе: физические и химические.

Явления, при которых состав вещества не изменяетися, а меняются агрегатное состояние или форма, называются физическими. Физический процесс не затрагивает молекулы веществ. Их химический состав остается прежним, меняется лишь форма тела (на примере алюминия), размер частичек (на примере серы) и агрегатное состояние (на примере воды и парафина).

Явления, при которых одни вещества преращаются в другие (новые вещества), называются химическими. В химии их принято называть химическими реакциями.

Урок химии Дарья Андреевна

Признаки химических реакций:

1) образование или растворение осадка,

2) изменение цвета,

3) выделение газа,

4) появление запаха,

5) выделение тепла и света.

Физкультминутка. Таблички с текстом развешаны на стенах, нужно сгруппировать их в 2  группы – физические явления и химические явления. (Приложение).

В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Рядом с нами настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.

Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Опыт 1. Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

Наблюдаем:

  1. обугливание, то есть изменение цвета;
  2. появление запаха.

Опыт химический.

Вывод. Произошло химическое явление (образовалось новое вещество – уголь)

Опыт 2.  Приготовим  стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.

Наблюдаем признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

Вывод.  Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

 Опыт 3.

  1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.
  2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).

Наблюдаем выделение пузырьков газа.

Гашение соды уксусом

Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.

  1. Общее закрепление знаний:

Ну а сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал.

Тест 1

  1. Физические явления – это явления:

А) происходящие с веществами с сохранением их молекул;

Б) происходящие с веществами с разрушением молекул;

В) при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние;

Г) в результате которых из одних веществ образуются другие.

  1. Отметьте утверждение, в котором идёт речь о химическом явлении:

А) почернение медной пластинки при нагревании;

Б) измельчение сахара в ступке;

В) плавление льда;

Г) кипение воды.

  1. Укажите условия протекания  и течения  химических реакций:

А) наличие осадка;

Б) контакт веществ и нагревание;

В) действие света;

Г) растворение веществ.

  1. Признаком химических реакций не является:

А) появление запаха;

Б) изменение объёма;

В) изменение цвета;

Г) выделение света и тепла.

 Задание. Какие процессы относятся к физическим явлениям, а какие к химическим?

Вариант 1

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Вода в озере покрылась коркой льда;
  2. Появление ржавчины на железном гвозде;
  3. Золотую проволоку вытянули в нить;
  4. Сжигание бензина в двигателе внутреннего сгорания (в автомобиле);
  5. Ледяная игрушка весной растаяла;
  6. Высыхание дождевых луж;
  7. Для приготовления теста в ложке смешали соду и уксусную кислоту;
  8. Морской прилив;
  9. Кусочек свинца бросили в азотную кислоту, он «исчез», «растворился», при этом выделился бурый газ;
  10. Лёд уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек.

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

Химические явления: 2, 4, 7, 9

 

Вариант 2

Физические явления: _______

Химические явления: _______

  1. Выветривание горных пород;
  2. Серебряная ложка на воздухе потемнела;
  3. Испарение воды с поверхности реки;
  4. Горение керосина в лампе;
  5. Движение воздуха (ветер);
  6. Скисание молока с образованием кефира;
  7. Плавление куска железа;
  8. Горение спички;
  9. Дети на пляже построили из песка замок;
  10. Кусочек цинка бросили в соляную кислоту, при этом интенсивно начал выделяться газ.

Ответы:

Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

Задание. Установите соответствие:

№ опыта Название опыта Результат
1 Растирание кусочка мела. Физическое явление
2 Разрезание бумаги. Физическое явление
3 Растворение перманганата калия. Физическое явление
4 Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Химическое явление
5 Взаимодействие сульфата натрия с раствором хлорида бария. Химическое явление

 

страшным образом – ошпаривает их струёй жидкости температурой

около 100?С. Жидкость, однако, не наносит ущерба самому жуку. Как

вы думаете, почему?

Задание. Объясните происходящие явления:

  1. Почему медная монета покрывается черным налетом после долгого времени, а медная пластинка при нагревании – быстро?
  2. При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза?
  3. Почему могут находиться близко открытые пробирки соды и уксусной кислоты, если известно, что эти вещества бурно реагируют друг и другом?
  4. Жук – бомбардир обороняется от нападающих на него муравьев аамы страшным образом – ошпаривает их струёй жидкости температурой около 100?С. Жидкость, однако, не наносит ущерба самому жуку. Как вы думаете, почему?
  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  • Что вам показалось наиболее интересным?
  • Что больше всего запомнилось?
  • Что вызвало затруднение?
  • Что удивило?
  • Выставление оценок
  1. Домашнее задание:
  2. выучить параграф §12, задания 7, 9.
  3. знать ответы на вопросы, после параграфа.
  4. Привести примеры химических явлений, которые встречаются в трудовой деятельности ваших родителей, в домашнем хозяйстве.
  5. Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

Спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.

Скачать с :

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Дарья Андреевна Богач

0
Комментарии: 0Публикации: 3Регистрация: 14-10-2019

Добавить комментарий