Биология. 11 класс. Биотические взаимоотношения популяций в экосистемах

Тема урока: Биотические взаимоотношения популяций в экосистемах

Место и роль в системе уроков по данной теме:
Урок является 17 в теме «Экосистемы», уровень предъявления знаний повышенный, изучается материал о биотических взаимоотношениях: конкуренции, симбиозе, хищничестве.
Тип урока: комбинированный с использованием приемов ТРКМчп

Цель: создать условия для изучения и первичного закрепления знаний о биотических взаимоотношениях: конкуренции, симбиозе, хищничестве; способствовать развитию умений учащихся работать с текстом учебника, анализировать информацию, сравнивать, выделять главное; содействовать развитию коммуникативных умений; создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны :
• Характеризовать биотические взаимоотношениях: конкуренция, симбиоз, хищничество ;
• Приводить примеры биотических отношений;
1. Ориентировочно-мотивационный
Задача этапа: обеспечить готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
Результат: Психологическая настроенность учителя и учеников на взаимодействие, заинтересованность в изучении новой темы.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Дана пищевая цепь: эвглена зеленая- дафния — плотва- щука. На первом трофическом уровне запас в виде чистой первичной продукции составляет 4 ?103кДж энергии. На втором и третьем трофическом уровне на прирост биомассы организмы используют 10% своего пищевого рациона. Рассчитайте, сколько энергии используют на дыхание консументы третьего порядка, если на прирост биомассы они расходуют 15% и с экскрементами выделяют 15% энергии рациона.
Актуализация опорных знаний.
Предлагаю решить экологическую задачу:
Ч. Дарвин сформулировал проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя коров в данной местности?»
Обсуждение в парах
Решение: Увеличение количества старых дев в данной местности / увеличение количества кошек, которых заводят старые девы / уменьшение количества мышей / увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши / повышение урожайности клевера / увеличение удоя у коров в данной местности.
Учитель: Ни один живой организм на нашей планете не может существовать изолированно, сам по себе.
Организмы образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию, между организмами сообществ формируются биотические отношения.
Тема урока «Биотические взаимоотношения популяций в экосистемах»
2.Операционно-познавательный
Задача этапа: создать условия для усвоения учащимися знаний в форме деятельности, развитие способов мыслительной деятельности.
Результат: осознание основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся.
Совместное целеполагание
Цель :познакомиться с многообразием биотических отношений в природе, выявить их особенности.
Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Как известно в популяции разных видов формируются трофические , форические , топические, и фабрические связи. На основе этих связей возникают различные биотические отношения.

Составим схему «Типы биотических отношений»

Заполните 1, 2 и 4 колонки таблицу, используя учебник
1.Тип взаимоотношений 2.Определение 3.Пример 4.Последствия взаимоотношений

Первичная проверка понимания
Заполните таблицу, распределив приведенные примеры ( колонка 3) взаимоотношений популяций в соответствие с названиями их типов .
1.Тип взаимоотношений 2.Определение 3.Пример 4.Последствия взаимоотношений

При выполнении заданий используется алгоритм ПОПС формулы:
П – позиция.
Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции.
Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры.
Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, — «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение).
Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Самостоятельная работа учащихся
Просмотр видеофрагмента «Невероятные отношения» (https://www.youtube.com ), определение типа биотических отношений
При выполнении заданий используется алгоритм ПОПС формулы
3.Контрольно- коррекционный и рефлексивный
Задача этапа: создать условия для определения учащимися степени усвоения знаний.
Результат: осознание учащимися собственного уровня усвоения учебного материала, устранение ошибок.
Выполняется тест
1.Взаимоневыгодный тип отношений называется ……..
2.Назовите типы симбиоза.
3. К внутривидовой (I) и межвидовой (II) конкуренции относятся примеры: а) высокая плотность карпов при выращивании приводит к снижению массы тела отдельных особей; б)практически невозможно в жилище человека одновременно встретить и черного и рыжего таракана; в) по просторам океана акулы путешествуют в поисках еды в сопровождении небольших рыб-прилипал; г) ареал и численность европейской норки сократились после акклиматизации в Европе более крупной и плодовитой американской норки.
4. Выберите два утверждения, верные в отношении хищничества: 1.встречается среди животных; 2.является одним из механизмов регуляции численности популяций в экосистеме; 3.обычно проявляется в виде агрессии между видами со сходными потребностями; 4.примером являются взаимоотношения масленок-лиственница; 5.примером являются взаимоотношения черепахи и рыбы — прилипало, которая для передвижения прикрепляется к панцирю черепахи.
5. На схеме представлены типы биотических отношений. Для каждого типа подберите примеры.
1.гриб трутовик и береза; 2.масленок и лиственница; 3.молодые сосны и березы в густом подросте смешанного леса;4.белые медведи и песцы , которые питаются остатками добычи медведей.
Контроль и коррекция.
Выставление оценок
4.Домашнее задание
№ 21. Составь презентацию по теме.
5. Психологическая рефлексия.
Обдумай и продолжи фразы:
Я узнал
Мне стало понятно как
Мне понравилось
Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
— на высоком уровне
— на необходимом уровне
— мне ещё надо поработать
— мне нужна помощь
4. Мне приятно было работать с … .
5. Мне больше всего понравилось на уроке: …

 

 

Скачать с :

0

Автор публикации

10
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 14-10-2019
Moscow is a famous bookstore shop in the center of the capital with a 60-year history.

Добавить комментарий