Всемирная история. 8 класс. Россия в годы революционных потрясений (1905-1917 гг.)

Цели урока:

  • сформировать понимание учащимися целостности и взаимосвязи причин, хода, итогов и значения трёх российских революций; содействовать формированию понимания разрушительной силы революционных событий,  единства исторического процесса;
  • содействовать развитие логического, теоретического мышления учащихся, создать условия для развития умения структурировать учебную информацию, для овладения учащимися таких мыслительных операций, как анализ и синтез;
  • способствовать формированию гуманистического мировоззрения; ценностного отношения к истории.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Технологизация урока: использование информационно-компьютерных технологий, проблемно-поискового метода, приёма подбора  ассоциаций, метода создания проблемной ситуации, сравнительного метода, метода синтеза и анализа.

 

 

План урока:

I Организационное начало урока: приветствие, объявление темы урока, задач.

Учитель: Исторический процесс подобен пути, по которому идёт человечество. Каждый отрезок этого пути важен, перешагнув его, невозможно понять ход истории. Уважаемые ребят, мы подошли к одному из наиболее важных этапов исторического пути – к  XX веку.

 

Для России XX век – это век трёх революций, которые ввергли страну в пучину экономических и политических потрясений. Тема нашего урока «Россия в годы революционных потрясений (1905-1917 гг.)». На уроке нам предстоит выяснить характер, причины, итоги трёх российских революций начала XX в.; понять  взаимосвязь между этими событиями.

 

II Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний, опора на имеющиеся знания учащихся).

Учитель: С понятием «революция» мы с вами уже встречались. Это европейские буржуазные революции XIX в. Какие причины приводят к революциям? Да, это экономический и политический кризис, противоречия между старыми феодальными порядками и новыми капиталистическими отношениями, это не желание правителей решать насущные проблемы государства.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «революция»? (Используется метод ассоциаций, учащиеся предлагают свои варианты ассоциаций на слово «революция». На доске составляется схема. Цель: выяснить уровень понимания проблемы революционных событий и уровень знаний причин и последствий революций).

Учитель: Какой можно сделать вывод о последствиях революций? Да, это слом старых порядков, это потрясение для общества. А если за короткий временной промежуток времени происходит три революции? Это может изменить ход истории?

Существовали ли в России вопросы, которые могли быть решены при помощи революции? (краткая фронтальная беседа по домашнему параграфу)

 

III Усвоение новых знаний:

Учитель: Приступаем к изучению новой темы. В ходе работы нам предстоит заполнить схему «Российские революции». Вы это будете делать на подготовленных  схемах, а я с вашей помощью буду заполнять схему на доске.

  • Вступительное слово учителя, обзор революционных событий 1905-1907 гг. с использованием мультимедийной презентации ««Россия в годы революционных потрясений 1905-1917 гг.»

 

Первая российская революция 1905-1907 гг.

Экономический кризис 1901-1903 гг. обострил и без того сложное положение рабочего класса и крестьянства. Однако сильна ещё была вера народа в «доброго царя». 9 января 1905 года состоялось мирное шествие рабочих Петрограда к Зимнему дворцу. Рабочие шли с петициями, с просьбой об улучшении экономического положения. Но возле Зимнего дворца их встретили оружейными залпами войска. Было убито 1200 человек. В историю это событие вошло под названием «кровавое воскресенье», была «расстреляна вера народа  в доброго царя». Это событие всколыхнуло Россию. Началась революция. Николай II вынужден идти на уступки. 17 октября 1905 года подписан Манифест о создании законодательного органа, частично ограничивающего самодержавие Государственной Думы. В Государственной Думе большинство депутатов партий кадетов и октябристов, представляющих интересы буржуазии. Интересы же народа никто не представлял. Революция продолжается: Октябрьская всероссийская стачка, Декабрьское вооружённое восстание. Однако революция идёт на спад. И 3 июня Николай II  разгоняет Государственную Думу, что считается окончанием революции.

  • Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника и заполнение первой части схемы. (приложение 1)
  • Заполнение схемы на доске при помощи учащихся.
  • Слово учителя, обзор событий Февральской буржуазной революции1917 гг.

История России — это причудливое переплетений революций и контрреволюций, реформ и контрреформ, рывков вперед и движений назад. С давних времен все это стало характерной чертой политической истории России. Особенно заметный след оставили события 1917 г. Это была переломная эпоха в истории российского общества, когда рушились все ценности, а на авансцену политической и общественной жизни вышли огромные массы людей.

Февральская буржуазная революция началась неожиданно. 23 февраля в Петрограде началась восстание рабочих.  25 февраля 1917 г. —  забастовка стала всеобщей. 27 февраля 1917 г. – переход на сторону восставших воинских частей.

Видя всю безысходность ситуации 2 марта 1917 г. на станции Дно (обращение к карте) Николай  II подписал отречение от престола. Рухнуло самодержавие, закончилась династия Романовых, которая правила Россией более 300 лет.

Было образовано двоевластие. Власть разделили  Временное правительств (власть буржуазии) и Петроградский Совет  (власть рабочих и крестьян).

  • Самостоятельная работа учащихся с учебным материалом, структурирование учебного материала, заполнение схемы «Российские революции» (вторая часть).
  • Заполнение схемы на доске.
  • Самостоятельная работа учащихся с учебным материалом, структурирование учебного материала, заполнение схемы «Российские революции» (третья часть); (нарушен обычный порядок работы для того, чтобы у учащихся появилась возможность логическим путём, путём синтеза сделать предположения относительно характера, причин, вопросов и итогов последней революции и проверить свои предположения, прочитав учебный материал).
  • Слово учителя, обзор событий Октябрьской социалистической революции1917 гг. с использованием мультимедийной презентации ««Россия в годы революционных потрясений 1905-1917 гг.».

Октябрьская социалистическая революция готовилась политической партией РСДРП (большевиками). Лидер партии большевиков Ленин осуществлял непосредственное руководство вооружённым восстанием верных большевикам армейских частей.

Ночью с 25 на 26 октября 1917 г. произошёл захват Зимнего дворца, начало которого было положено залпом легендарного крейсера «Аврора».  Временное правительство было арестовано, и власть перешла в рука Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 25 октября —  II  Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который принял основополагающие документы: Декрет о мире и Декрет о земле. Период с 25 октября 1917 г. по  февраль 1918 г. Ленин назвал «триумфальным шествием Советской власти».

 

  • Заполнение схемы на доске.

 

Учитель: Ребята,  сравните три части схемы и  подчеркните в схеме те моменты, которые, на ваш взгляд, свидетельствуют о взаимосвязи трёх революций. Что вы подчеркнули? ( причины революций, единый характер первых двух революций, одинаковые вопросы трёх революций, схожие активные социальные силы). Разница в итогах революций. Какой можно сделать вывод? Да,  взаимосвязи трёх революций. Это события можно рассматривать как единый период российской истории.

 

IV Контроль и самоконтроль (экспресс-тест).

Учитель: Соотнесите исторические события с революцией, во время которой они произошли:

А) «Кровавое воскресенье»                         1) Первая российская революция 1905-1907

Б) создание Временного правительства     2) Февральская буржуазная революция

В) Манифест 17 октября                               3) Октябрьская социалистическая революция

Г) отречение Николая II

Д) свержение Временного правительства

Е) захват Зимнего дворца

Ж) установление советской власти

Учитель: Проверьте правильность ответов соседа по парте.

Соотнесите свои ответы с ответами на экране, исправьте ошибки.

 

V  Домашнее задание

  • 21, Проблемный вопрос: «Возможен ли был мирный путь развития России в 1905-1917 гг.? При каких условиях?»

Скачать с :

0

Автор публикации

10
Учитель истории и обществоведения ГУО "Березинская гимназия".
Комментарии: 0Публикации: 3Регистрация: 05-06-2019

Добавить комментарий